Решение об изъятии земельного участка.

http://urist22.ru Решение об изъятии земельного участка, необходимого для федеральных нужд, принимается федеральным органом исполнительной власти (Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и его территориальные управления). Что же касается земельных участков, необходимых для нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, то решение об изъятии таких земельных участков принимается соответственно исполнительным органом власти субъекта Российской Федерации и органом местного самоуправления. Как правило, такими функциями наделены Комитеты (Департаменты) по управлению имуществом субъекта Российской Федерации, муниципального образования.

Федеральный закон от 17 апреля 2006 г. № 53-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации» установил, что субъекты Российской Федерации определяют порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Собственнику земельного участка предлагается другой земельный участок, т. е. мена, либо земельный участок у него выкупается (на основании договора купли-продажи). В том случае, если собственник соглашается не на какие предложенные варианты, орган, вынесший, решение об изъятии земельного участка, или иное заинтересованное в изъятии земельного участка, вправе обратиться в суд о принудительном изъятии земельного участка. В тех случаях, когда изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд невозможно без прекращения права собственности на здания, сооружения или другое недвижимое имущество, находящееся на данном участке, это имущество может быть изъято у собственника путем выкупа государством (ст. 239 ГК РФ).

Следует отметить, что изъятие земельных участков является не только основанием прекращения права собственности, но также и основанием для прекращения иных вещных прав (например, постоянного (бессрочного) пользования), а также для расторжения договоров аренды.

Особенностью изъятия земельных участков с целью последующего предоставления для строительства является то, что такое изъятие проходит две стадии. Первая стадия – предварительное согласование места размещения объекта строительства, вторая – непосредственно само изъятие земельного участка.

Орган, принявший решение об изъятии, обязан в письменной форме уведомить об этом собственника (владельца, пользователя, арендатора) земельного участка. В общих чертах порядок изъятия земельных участков как у собственников, так и пользователей земельных участков на иных правах схож. Если в течение года со дня получения вышеуказанного уведомления собственник не изъявит желания добровольно передать земельный участок в государственную собственность, заинтересованные лица обращаются в суд с иском о принудительном изъятии соответствующего земельного участка. При этом иск о выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в течение двух лет с момента направления собственнику участка уведомления об изъятии. Если земельный участок изымается у арендатора, то ему в таком же порядке предлагается расторгнуть договор аренды досрочно, подписав соответствующее соглашение.

Пример из судебной практики.Судом был удовлетворен иск о признании недействительным распоряжения администрации города в части прекращения аренды земельного участка по следующей причине. Арендаторы не позднее, чем за год до предстоящего момента изъятия должны быть уведомлены об этом органом местного самоуправления, принявшим соответствующее решение, а изъятие земельных участков до истечения года со дня получения уведомления возможно только с согласия арендаторов. Доказательства уведомления арендаторов, а также их согласия на прекращение аренды представлено не было (см. подробнее – Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 15 сентября 2008 г. по делу № А79-10673/2007).

При обращении в суд орган государственной власти или местного самоуправления, принявший решение об изъятии земельного участка, обязан доказать отсутствие других вариантов размещения предполагаемого объекта строительства, кроме как на этом земельном участке.

Решение соответствующего органа об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок (Федеральная регистрационная служба) в виде обременения. При этом данное обременение не мешает собственнику владеть, пользоваться и распоряжаться своим земельным участком и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование участка в соответствии с его назначением. Однако, согласно ст. 281 ГК РФ, собственник несет риск отнесения на него при определении выкупной цены земельного участка затрат и убытков, связанных с новым строительством, расширением и реконструкцией зданий и сооружений на земельном участке с момента государственной регистрации решения об изъятии земельного участка до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе участка. Надо также отметить, что территориальные органы Федеральной регистрационной службы обязаны в письменной форме уведомить о произведенной регистрации обременения в день такой регистрации.

По поводу регистрации решения уполномоченного органа об изъятии на практике возникают определенные сложности, вызванные расплывчатостью формулировок, содержащихся в законах. Дело в том, что ст. 279 ГК РФ и ст. 32 ЖК РФ говорят о государственной регистрации именно самого решения об изъятии. Однако Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не предусмотрено такое регистрационное действие как государственная регистрация решений или каких либо иных актов. Но зато есть государственная регистрация ограничений (обременений).

Изъятию может быть подвергнут как целый участок, так и его часть. Изъятие части земельного участка допускается только с согласия его собственника. Если собственник не согласен, судебный порядок разрешения спора здесь не поможет. Органам государственной власти или местного самоуправления придется либо отказаться от изъятия данного земельного участка, либо принять решение об его изъятии целиком. Если собственник не захочет в добровольном порядке отказаться от земельного участка, то органы государственной власти или местного самоуправления, вынесшие решение об изъятии земельного участка, вправе обратиться в суд с иском о переходе права на земельный участок государству или муниципальному образованию.

В случае, если собственник земельного участка согласен отказаться от его части, переход права на такую часть не возможен без предварительного раздела земельного участка. Исходный земельный участок должен прекратить свое существование. Вместо него образуются два новых земельных участка. Для их образования проводится межевание и делаются отдельные кадастровые паспорта. Раздел земельного участка должен быть окончательно оформлен в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество. Регистрация права собственности на земельные участки, образуемые в результате раздела осуществляется на основании заявления собственника с приложением кадастровых паспортов земельных участков. После государственной регистрации права собственности на вновь образуемые земельные участки один из них, подлежащий изъятию, собственник может отчуждать.

Как уже отмечалось выше, основным условием, при котором допускается изъятие земельных участков у собственников (арендаторов, лиц, владеющих земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения), является предварительное и равноценное возмещение. Выкупная цена и условия выкупа устанавливаются соглашением сторон (органом, осуществляющим от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника), и собственником или иным законным владельцем (пользователем) земельного участка). Данное соглашение облекается в договор о выкупе земельного участка (договор или контракт купли-продажи).

Главная.

Предыдущая тема.

Tags: , , , ,


Вопрос ответ онлайн

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: