Изъятие земельного участка для целей строительства.

http://urist22.ru Изъятие земельного участка для целей строительства.

Далеко не всегда на рынке недвижимости, а также в собственности государства и органов местного самоуправления имеется достаточное количество земельных участков, способное удовлетворить потребительский спрос на землю. Особенно эта проблема стала очевидной в последнее десятилетие и связана с бурным строительством.

В российском законодательстве словосочетание «изъятие земельных участков» рассматривается как основание прекращения права собственности и имеет некоторый негативный оттенок.

Изъятие предполагает вмешательство власти в дела частных лиц с целью заполучить их имущество. С этой точки зрения изъятие земельных участков можно рассматривать как процедуру нежелательную для населения. Но у изъятия земельных участков, особенно для целей строительства, есть огромный плюс для общества: изъятие земельных участков является инструментом, позволяющим удовлетворить публичный интерес в строительстве объектов как жилого, так и нежилого фонда в ситуации, когда свободных земельных участков нет или не достаточно.

Изъятие является не единственным основанием прекращения прав на земельные участки.

Все основания прекращения прав на земельные участки классифицируются по различным основаниям. Эти основания можно подразделить на добровольные и принудительные. Изъятие земельных участков может быть и добровольным (по соглашению), и принудительным (по решению суда). Также основания прекращения прав на земельные участки можно подразделить в зависимости от того, будут ли прекращаться права в связи совершением какого-либо действия или наступления события. Разница состоит в том, что первые зависят от воли субъектов земельных отношений, а вторые происходят вопреки воле. К первым можно отнести как раз изъятие, а ко вторым, например, обрушение берега, на котором находился земельный участок. Кроме того, права на земельные участки могут быть прекращены в силу закона или договора. Добровольное изъятие относится ко второй группе. К первой же можно отнести ограничения в обротоспособности земельных участков, предусмотренные в ст. 27 ЗК РФ.

Изъятие земельных участков регулируется нормами гражданского, земельного и жилищного законодательства и представляет собой «полуадминистративный» способ передачи прав собственности на земельные участки из частной собственности в государственную или муниципальную. Полуадминистративным его можно назвать потому, что изъятие земельного участка происходит на основании решения уполномоченного органа государственной власти или местного самоуправления. Вместе с тем, изъятие происходит в виде выкупа, следовательно приобретает черты договора купли-продажи и подпадает под действие гражданского законодательства. Особенностью такого договора является субъектный состав, а именно покупатель – государство, субъект Российской Федерации в лице уполномоченных органов. Выкупу законодательно предусмотрена альтернатива – предоставление иного земельного участка взамен изымаемого, по сути речь идет о мене, тоже гражданско-правовом договоре.

Изъятие земельных нужд допустимо только для государственных и муниципальных нужд. Это, пожалуй, главная особенность рассматриваемого процесса.

Определение государственных и муниципальных нужд дается в Федеральном законе от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». В соответствии со ст. 3 названного Федерального закона государственные нужды – обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджета субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует российская Федерация, либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ. Соответственно муниципальные нужды – обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.

Как правило, изъятые земельные участки не могут предоставляться частным лицам. Изъятие является крайней мерой удовлетворения публичного интереса, когда нет возможности использовать имеющиеся земельные участки для государственных или муниципальных нужд. Если же земельный участок попросту предоставляется гражданам и юридическим лицам в соответствии с процедурами, установленными ЗК РФ, то здесь ни о каком изъятии не может быть и речи. Другое дело, если земельный участок был изъят для государственных и муниципальных нужд, но для этих нужд какое-то время не использовался, а потом был передан частным лицам. Здесь есть основания для обращения в суд с заявлением о признании решения уполномоченного органа государственной власти или местного самоуправления о предоставлении земельного участка незаконным.

Может быть и иная ситуация. Если земельный участок нужен для строительства какого либо объекта, но Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование не в состоянии вести строительство собственными силами, для этих целей привлекается строительная организация. Размещается заказ, проводится конкурс и заключается контракт на строительство. По сути здесь будет иметь место договор долевого участия в строительстве. Если же контракт составлен таким образом, что строительная организация должна сама построить объект недвижимости, а потом передать его в собственность государства или муниципального образования, то здесь будет необходимо предоставить ей земельный участок для строительства в аренду. После того как объект будет построен и передан в собственность государства или муниципального образования все права застройщика на земельный участок прекратятся. Но также встречаются контракты, по которым какая-то часть вновь построенного объекта недвижимости остается у застройщика, например, в качестве оплаты выполненной работы. Тут уже можно оспаривать законность изъятия земельного участка для государственных (или муниципальных) нужд.

Главная.

Предыдущая тема.

Tags: , , , ,


Вопрос ответ онлайн

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: